Сотрудник КрасГМУ – соавтор публикации в престижном журнале Science

Результаты крупнейшего в истории комплексного исследования человеческой ДНК, в котором принял участие сотрудник палеоантропологического отдела КрасГМУ Татьяна Савенкова, опубликованы в журнале Science в сентябре 2019 года в статье «The formation of human populations in South and Central Asia» («Формирование человеческой популяции в Южной и Центральной Азии»). Генетики, антропологи, археологи и лингвисты из Северной Америки, России, Европы, Центральной и Южной Азии проанализировали геномы 524 никогда ранее не изученных древних людей. Работа увеличила общее количество опубликованных древних геномов во всем мире примерно на 25 %.

Сравнивая эти геномы друг с другом и ранее секвенированными геномами, и помещая информацию в контекст вместе с археологическими, лингвистическими и историческими данными, исследователи выяснили, кто жил в различных частях Южной и Центральной Азии от мезолита (около 12 000 лет назад) до железного века (примерно до 2000 лет назад), какое отношение они имеют к населению, которое живёт в данном регионе сегодня.

Эти исследования говорят о двух наиболее глубоких культурных трансформациях в древней Евразии - переходе от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и распространению индоевропейских языков, на которых сегодня говорят от Британских островов до Южной Азии. Авторы работы выявили сложный характер миграций и метисационных процессов в Южной и Центральной Азии. Исследования особенно важны, т.к. данная территория является малоизученной частью мира. Одним из наиболее интересных аспектов этого исследования является и то, каким образом оно объединяет генетику с археологией и лингвистикой.